Спрос, предложение, цена: механизм взаимодействия

     Конъюнктура рынка

     Финансовая оценка   маркетинговых исследований

     Расчет коэффициента эластичности спроса

     Успешное ведение коммерческой деятельности невозможно без изучения рынка. Основными элементами рынка являются спрос, предложение (их соотношение, динамика), цены и конкуренция. Для организации коммерческой деятельности можно выделить следующие опорные моменты:

    • Оценка конъюнктуры рынка, определение точки равновесия, (равновесного объема спроса и предложения и соответствующей равновесной цены).

    • Определение степени реакции платежеспособного спроса на изменение конъюнктурных факторов, расчет эластичности спроса.

    • Характеристика структуры рынка, типа конкуренции и, на этой основе, выбор тактики и стратегии ценообразования.

     Понятие конъюнктуры рынка включает в себя соотношение спроса и предложения, уровень цен, товарные запасы, денежные сбережения и другие показатели, характеризующие сложившуюся на рынке экономическую ситуацию.

Главная страница

Найди своего покупателя

 

Оглавление страницы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вверх страницы

Найди своего покупателя

Главная страница

Какие у вас соображения по поводу этого раздела

Рис.1 Кривые спроса и предложения

     Оценить соотношение спроса, предложения и цен можно с помощью кривых спроса и предложения. Кривые спроса и предложения - это графическое изображение зависимости объемов сбыта и производства продукции от уровня цен. Рассмотрим построение кривых спроса и предложения на условном примере. Предположим, что при цене 10 000 руб. объем спроса составляет 100 единиц продукции, а объем предложения - 200 единиц. Снижение цены на 1 000 руб. привело к увеличению спроса до 120 единиц продукции и к снижению объемов производства на 190 единиц. Как показывает рис.1, снижение цены не достигло точки равновесия (точки равенства спроса и предложения), и на рынке сохранилось состояние перепроизводства.

     Снижение цены приводит к увеличению спроса за счет того, что увеличивается потребление данной продукции у отдельного покупателя и одновременно расширяется число покупателей. Изменение предложения пропорциональное динамике цен идет также по двум направлениям: изменение прибыльности у отдельного производителя и колебание числа производителей на рынке.

     Подобную зависимость объемных показателей от уровня цены (обратную для спроса и прямую для предложения) будем называть классической. Однако существуют и исключения из данной зависимости. И исключений тем больше, чем более несбалансирован рынок и выше инфляция. К подобным исключениям можно отнести влияние инфляционных ожиданий, которые приводят к тезаврации средств в материальные и нематериальные активы. В зависимости от дифференциации денежных доходов, направления тезаврации могут варьироваться от покупки недвижимости и валюты до закупки товаров первой необходимости впрок.

     Существуют и не зависящие от экономической ситуации исключения из классической зависимости спроса от цен:

  • так называемые “товары Гиффена” - товары первой необходимости, спрос на которые в условиях роста цен и ограниченности потребительского бюджета увеличивается;

  • товары престижной группы (снижение цен на них может привести к спаду продаж).

     Применительно к этим исключениям динамика цен и спроса оказывается, как правило, однонаправленной: цены растут - спрос увеличивается, цены снижаются - спрос падает.

     В современных условиях российской экономики предложение также может реагировать на изменение цены не по классической кривой: с ростом цен предложение не расширяется, а наоборот, снижается.

     Для правильной организации коммерческой деятельности в первую очередь необходимо определить, к какой группе принадлежит рассматриваемый товар: к классическим товарам или к исключениям. Сделать это и построить кривые спроса и предложения помогут маркетинговые исследования. Порядок и методы проведения маркетинговых исследований подробно описаны в специальной литературе по маркетингу. Приведем лишь важнейшие направления этой работы.

  1. Исследование рынка и продаж:

  2. оценка емкости рынка;

    определение характеристик рынка и его сегментов;

    анализ тенденций изменения рынка;

    прогноз объема продаж;

    получение информации о существующих и потенциальных потребителях;

    выявление системы предпочтений потребителей;

    получение информации о конкурентах.

  3. Исследование продукта:

  4. генерация идей о новых продуктах;

    разработка концепции тестирования продукта;

    тестирование продукта;

    организация маркетинга тестируемых продуктов;

    исследование и испытание различных видов упаковки.

  5. Исследование цен:

  6. исследование взаимосвязей между ценой на продукт и спросом;

    прогнозирование ценовой политики для разных стадий жизненного цикла продукта.

  7. Исследование продвижения продукта:

  8. исследование эффективности рекламной деятельности;

    исследование эффективности различных средств массовой информации;

    испытание различных вариантов рекламы;

    комплексный соотносительный анализ различных средств и методов продвижения продукта.

  9. Доведение продукта до потребителя:

исследование месторасположения складов;

исследование месторасположения точек розничной торговли;

исследование месторасположения сервисных служб.

 

Е.В.Быкова  Е.С.Стоянова



Hosted by uCoz